Одной из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является – школьная тревожность.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Оно выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе. Ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Важно отметить, что чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Но когда тревожность начинает превышать так называемую «критическую точку», переживания ребенка начинают оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разными способами: пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя, на перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть.
По наблюдениям психологов, наиболее «тревожными» этапами школьной жизни являются 1-й, 5-й, 7-й и 10-й классы.
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий (появление новых правил школьной жизни, изменение уровня требований со стороны взрослых, возрастание психофизиологических нагрузок).
Следующим нестабильным периодом в школьной жизни ребенка является момент перехода в среднее звено (5-й класс), который сопровождается изменением системы школьных требований, требует адаптационных усилий.
Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью, связанной, например, с формированием тех или иных черт характера.
Психологом школы проводится диагностическая работа с целью выявления детей с повышенным уровнем тревожности и оказанию им психологической помощи. Уважаемые родители! Важно понимать, что повышенная школьная тревожность это не диагноз, а временное эмоциональное нарушение!
Психологами разработаны рекомендации для родителей по содействию школьной адаптации ребенка.
Рекомендации для родителей первоклассников
Рекомендации для родителей пятиклассников
Рекомендации для родителей десятиклассников