Сетевое взаимодействие образовательных организаций микрорайона Гордеевский в вопросах формирования духовно – нравственных ценностей и ценностных смыслов гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения" - Молодцова Е.А., директор МБОУ «Школа № 121»
Современный период в российской истории и образовании – время смены важнейших элементов внутренней структуры личности. Утрата стержневой роли традиционных ценностей, преемственности поколений приводят к возникновению кризисных явлений в обществе. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому в образовательной организации должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная жизнь ребенка.
В связи с этим перед педагогической общественностью встают задачи:
- обеспечение преемственности (детский сад – школа – вуз) в вопросах формирования духовно – нравственных ценностей и ценностных смыслов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
- определение роли педагога как нравственного примера в пространстве становления достойной личности Гражданина Страны.
-повышение эффективности патриотического и духовно – нравственного воспитания молодого поколения;
-совершенствование техник и методов развития и воспитания Гражданина России на разных уровнях образования;
Еще Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что
«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробужденО живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».
В словах К.Д Ушинского кроется основа духовно - нравственного воспитания ребенка, которое помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
9 ноября 2022 года вышел Указ Президента РФ № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”, в котором дается четкое определение традиционным ценностям.
«Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».
Системный подход в формировании, укреплении и защите традиционных российских духовно – нравственных ценностей и преемственность в вопросах формирования духовно – нравственных ценностей и ценностных смыслов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является фундаментом воспитательного пространства Канавинского района. Работа в данном направлении четко продумана и выстроена районным ресурсным центром духовно-нравственного воспитания и гражданского образования Канавинского района города Нижнего Новгорода на базе Гимназии № 2 под руководством Серафимовского наставника Калининой Татьяны Станиславовны.
По согласованию с районным ресурсным центром и по благословению Канавинского Благочинного протоиерея Сергия Симагина в школе 121 ведется работа по сетевому взамодействию и преемственности образовательных организаций микрорайона Гордеевский в вопросах формирования духовно – нравственных ценностей. Участниками сетевого взаимодействия являются дошкольные образовательные учреждения детские сады № 51,53,232,476, образовательные учреждения школы № 51,121, воскресная школа «Одигитрия», приход церквей в честь Смоленской и Владимирской икон Божьей матери под руководством протоиерея Сергия Симагина.
Деятельность осуществляется в рамках Плана работы, целью которого является формирование единого образовательного пространства по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей.
На базе школы 121 создан кабинет духовно-нравственного воспитания «Мир души», открытие которого запланировано на Рождество Христово. Это методический кабинет будет являться центром образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это учебное помещение школы, будет оснащено методической и просветительской литературой, наглядными пособиями, сменными экспозициями о жизни святых покровителей земли Нижегородской, о храмах и соборах Нижегородской епархии, православных праздниках, о святых заступниках Руси, о православных святых земли Русской, и другими, а также изделиями декоративно – прикладного и художественного творчества учащихся.
В организации работы с родителями применяются разные виды работы как групповые, так и индивидуальные. Для родителей организуются и проводятся консультации по духовно – нравственному просвещению семей Канавинским благочинием.
Среди родителей проводится анкетирование по духовно – нравственному воспитанию. Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года и контролируется районным ресурсным центром по духовно – нравственному воспитанию Гимназии № 2.
Среди родителей распространяются буклеты, памятки, брошюры, газеты просветительского характера, выпущенные Нижегородской епархией, которые раскрывают сущность и важность духовно-нравственного воспитания детей, а также закладывают основы православной культуры.
Подводя итог, стоит отметить, что сетевое взаимодействие и преемственность в работе образовательных организаций микрорайона Гордеевский с Канавинском благочинием Нижегородской епархии под руководством районного ресурсного центра Гимназии №2 в условиях современных вызовов являются эффективным, многоплановым процессом и необходимым условием формирования духовно – обогащенной личности, воспитание которой неотделимо от образования, культуры, общества, семьи человека во всем своем многообразии. Оно формирует сознание, ориентацию и ориентиры, образ жизни человека, народа, страны.
Но воспитывая ребенка, каждый из нас должен помнить:
Начни с себя - и души отзовутся
Спроси с себя - и просветлится жизнь
Спаси себя - и тысячи спасутся
Начни с себя - и жизнь обрящет смысл.
План работы "Мир Души" на 2023-2024 уч год